Тема урока. Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Цели урока: 1. Ознакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.
2. Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
3. Развивать речь учащихся.
4. Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня наш урок будет необычный. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. Вы, конечно, поможете мне вести урок, и у нас всё получится.
- Тема нашего урока: (2 слайд, 1щ.) «Склонение имён прилагательных во множественном числе».
- Как вы думаете, чему должны сегодня учиться на уроке?
- Верно. Цели урока: (2слайд, 2щ.)
2. Чистописание.
Но перед тем, как перейти к новой теме: сели ровно, открыли тетради, записали число, классная работа и внимательно посмотрели на доску.
- Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой Н.
Ннн нн Ннн нн
- Запишите, продолжая закономерность.
Николай Николаевич Носов (3слайд, 1щ.)
- Прочитайте и запишите имя автора. Назовите его произведения. (3 слайд, 2щ.)
3. Повторение знаний об имени прилагательном.
а) - Послушайте отрывок из повести Фонвизина «Недоросль».
Госпожа Простакова хочет показать, как умён её сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. (Инсценировка отрывка)
- Что ты знаешь из грамматики?
- Много. Существительна да прилагательна.
- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
- Дверь? Котора дверь?
- Вот эта.
- Эта? Прилагательна.
- Почему же?
- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит, не повешена, так та покамест существительна.
б). Беседа.
- Ребята, а как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?
- Какую роль играет прилагательное в нашей речи?
- Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?
- Как следует проверять безударные окончания имён прилагательных?
- В каком числе прилагательные не изменяются по родам? (во мн. ч.)
4. Новый материал.
Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во множественном числе. К концу урока вы должны знать падежные окончания прилагательных во множественном числе и уметь склонять. (4 слайд)
а). Перед вами слова из словаря. Поставьте данные существительные в множественное число. Подберите к ним прилагательные, подходящие по смыслу. Запишите полученные словосочетания.
- Проверим. - Прочитайте словосочетания. -Что их объединяет? - На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
- Посмотрите ещё раз на существительные. - Найдите лишнее слово. Почему?
б). - Просклоняем словосочетание: ровные дороги (ученик у доски)
- Что вы заметили? - В каких падежах окончания сходны? - Как проверить написание безударных окончаний?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (5 слайд)
(6 слайд) в). Перед вами текст. Прочитайте его. Найдите имена прилагательные.
На пригорке стоят большие стройные рябины. Ветви их к земле пригнулись под тяжёлыми гроздьями ягод. На тонких ветвях сидят хохлатые птицы. Это свиристели. (показать рисунок)
- Назовите прилагательные. - Что общего у прилагательных в тексте? ( Они употреблены во множественном числе.)
- Что можно сказать о роде имён прилагательных во множественном числе? (По родам они не изменяются.)
- Как узнать падеж имён прилагательных? (По падежу имён существительных.)
- Определите падеж прилагательных в данном тексте.
- Просклоняйте: большие стройные рябины.
- Что вы заметили? ( У первого прилагательного ударные окончания, у второго – безударные)
- В каких падежах окончания сходны? - Как проверить написание безударных окончаний?
г). Ознакомление с правилом по учебнику.
- Откройте учебники на с. 150. - Какой вопрос задаёт Почемучка? - Кто ответит на этот вопрос?
- Как можно узнать падеж прилагательных во множественном числе? (Падеж прил. во мн. ч. можно узнать по падежу сущ., к которому оно относится).
д). Наблюдение над окончаниями во множественном числе.
- Сделаем вывод . (7 слайд) Посмотрите на таблицу.
Им. п. какие? -ые, -ие
Р. п. каких? - ых, -их
Д. п. каким? -ым, -им
В. п. какие? - ые, -ие
Т. п. какими? -ыми, -ими
П. п. (о) каких? -ых, -их
(Но если существительное отвечает на вопрос кто?, то окончания сходны в Р. п. и В. п.)
- В каких падежах сходные окончания?
е). Упражнение в определении падежей прилагательных во множественном числе.
- Для закрепления изучаемого выполним упр.343, с. 151.
- Прочитайте задание. - Выполним упр. сначала комментировано, а затем самостоятельно - Проверим.
5. Итог урока.
- Вернёмся к нашей таблице.
- Знаем падежные окончания прилагательных во множественном числе? - Повторите. (8 слайд)
- Умеем склонять прилагательные во множественном числе? (9 слайд)
6. Домашнее задание.
Упражнение 344, правило.
7. Оценки. (10 слайд)