Тема урока. Склонение имён
прилагательных во множественном
числе.
Цели урока:
1. Ознакомить с особенностями
склонения имён прилагательных во множественном числе.
2. Формировать умение
склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
3. Развивать речь учащихся.
4. Воспитывать любовь к
русскому языку.
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение
темы и целей урока.
Ребята, сегодня наш урок будет необычный. У
нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы способные, умные. Вы, конечно,
поможете мне вести урок, и у нас всё получится.
- Тема нашего урока: (2 слайд, 1щ.) «Склонение имён прилагательных во множественном числе». - Как вы думаете, чему должны
сегодня учиться на уроке?
- Верно. Цели урока:
(2слайд, 2щ.)
2. Чистописание.
Но
перед тем, как перейти к новой теме: сели ровно, открыли тетради,
записали число, классная
работа и внимательно посмотрели на доску.
- Дайте характеристику звуку,
который обозначен буквой Н.
Ннн нн
Ннн нн
- Запишите, продолжая
закономерность.
Николай Николаевич
Носов
(3слайд,
1щ.) - Прочитайте и запишите имя
автора. Назовите его произведения.
(3 слайд, 2щ.)
3. Повторение знаний об имени
прилагательном.
а) - Послушайте
отрывок из повести Фонвизина «Недоросль».
Госпожа Простакова хочет
показать, как умён её сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен
грамматике.
(Инсценировка отрывка)
- Что ты знаешь из
грамматики?
- Много. Существительна да
прилагательна.
- Дверь, например, какое
имя: существительное или прилагательное?
- Дверь? Котора дверь?
- Вот эта.
- Эта? Прилагательна.
- Почему же?
- Потому что она приложена
к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит, не повешена, так та
покамест существительна.
б). Беседа. - Ребята, а как вы ответите
на вопрос, что такое прилагательное?
- Какую роль играет
прилагательное в нашей речи?
- Как узнать род, число и
падеж имени прилагательного?
- Как следует проверять
безударные окончания имён прилагательных?
- В каком числе прилагательные
не изменяются по родам? (во мн. ч.)
4. Новый материал.
Сегодня на уроке мы познакомимся со
склонением прилагательных во множественном числе. К концу урока вы должны знать
падежные окончания прилагательных во множественном числе и уметь склонять.
(4 слайд)
а). Перед вами
слова из словаря. Поставьте данные существительные в
множественное число. Подберите к ним прилагательные, подходящие по смыслу. Запишите
полученные словосочетания.
- Проверим.
- Прочитайте словосочетания.
-Что их объединяет?
- На какой вопрос отвечают и
какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
- Посмотрите ещё раз на
существительные.
- Найдите лишнее слово.
Почему?
б). - Просклоняем
словосочетание:
ровные
дороги (ученик у доски)
- Что вы заметили?
- В каких падежах окончания
сходны?
- Как проверить написание
безударных окончаний?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(5 слайд)
(6 слайд)
в). Перед вами
текст. Прочитайте его. Найдите имена прилагательные.
На пригорке стоят большие стройные рябины.
Ветви их к земле пригнулись под тяжёлыми гроздьями ягод. На тонких ветвях сидят
хохлатые птицы.
Это свиристели.
(показать рисунок)
- Назовите прилагательные.
- Что общего у прилагательных
в тексте? ( Они употреблены во множественном числе.)
- Что можно сказать о роде
имён прилагательных во множественном числе?
(По родам они не
изменяются.)
- Как узнать падеж имён
прилагательных? (По падежу имён существительных.)
- Определите падеж
прилагательных в данном тексте.
- Просклоняйте:
большие стройные рябины.
- Что вы заметили? ( У первого прилагательного ударные окончания, у второго –
безударные)
- В каких падежах
окончания сходны? - Как проверить написание
безударных окончаний?
г). Ознакомление
с правилом по учебнику.
- Откройте учебники на с.
150.
- Какой вопрос задаёт
Почемучка?
- Кто ответит на этот вопрос?
- Как можно узнать падеж
прилагательных во множественном числе?
(Падеж прил. во
мн. ч. можно узнать по падежу сущ., к которому оно относится).
д). Наблюдение
над окончаниями во множественном числе.
- Сделаем вывод .
(7 слайд)
Посмотрите на таблицу.
Им. п.
какие?
-ые,
-ие
Р. п.
каких?
- ых, -их
Д. п.
каким?
-ым, -им
В. п.
какие?
- ые, -ие
Т. п.
какими?
-ыми, -ими
П. п.
(о) каких?
-ых, -их
(Но если существительное отвечает на
вопрос кто?, то окончания сходны в Р. п. и
В. п.)
- В каких падежах
сходные окончания?
е). Упражнение в
определении падежей прилагательных во множественном числе.
- Для закрепления изучаемого
выполним
упр.343, с. 151.
- Прочитайте
задание.
- Выполним упр. сначала
комментировано, а затем самостоятельно
- Проверим.
5. Итог урока.
- Вернёмся к
нашей таблице.
- Знаем падежные
окончания прилагательных во множественном числе?
- Повторите. (8 слайд)
- Умеем склонять
прилагательные во множественном числе?
(9 слайд)
6. Домашнее задание.
Упражнение 344,
правило.
7. Оценки.
(10 слайд) /sklonenie_prilagatelnykh_vo_mnpzhestvennrm_chisle.ppt
|